Во
втором туре конкурса комментаторов организаторы предложили участникам, помимо
собственно комментария матча, написать небольшое (не больше страницы
машинописного текста) эссе, в котором нужно изложить свое мнение по следующим
вопросам:
-
для чего нужны комментаторы;
- к
чему нужно стремиться и чего избегать в работе комментатора;
-
кто из современных комментаторов вам импонирует и почему.
Я и
написал:
Зачем нужны
футбольные комментаторы – вразумительного ответа на этот вопрос, задаваемый,
надо признать, довольно часто, я пока не слышал. Да вот просто так сложилось –
когда-то давно, на заре спортивного телевидения, за кадр телекартинки
перекочевали знакомые голоса из радиоэфира – и они помогали неискушенному
зрителю разобраться, что к чему. Теперь, когда количество трансляций, качество
картинки и доступность информации (через Интернет в первую очередь) многократно
выше, комментатор, казалось бы, должен смотреться атавизмом из тех далеких
озеровско-синявских времен. Однако среди абонентов интерактивного спутникового
телевидения в Англии, имеющих в своем пакете опцию отключения комментатора,
доля регулярно пользующихся ею не превышает 15 процентов. Значит, комментатора
слушать хотят.
В общем-то, оно и
понятно: просто смотреть футбол интересно разве что специалистам (к примеру,
тренерам, просматривающим игры соперника, или селекционерам, взявшим себе на
карандаш какое-нибудь юное дарование), для болельщика же самый смак – увиденное
обсудить, оценить, поспорить. Комментатор в этом случае – первый, с кем
болельщик у экрана сверяет свои ощущения от матча, с кем ведет заочную (а то и
почти очную – мало ли среди нас любителей по-светлаковски с телевизором
поговорить!) беседу, отвечая кому – начинает формулировать собственную позицию
относительно увиденного. Не всегда вербально, часто даже не замечая этого
процесса – но формулировать.
А
посему задача футбольного (я подчеркну – футбольного, потому что в других,
неигровых особенно, видах спорта особенности свои) комментатора – своему
зрителю в этом деле по мере возможности помогать. Вариантов может быть масса:
кто-то, как Георгий Черданцев, будет провоцировать его на рефлексию резкими,
категоричными суждениями; кто-то (Олег Пирожков или, например, Владимир
Стогниенко) предложит обширный фактический материал, который зрителю во время
восприятия матча нужно будет еще усвоить; другие предпочтут сделать ставку на
интонации, превратив репортаж в целый спектакль (подлинный мастер этого дела –
Денис Казанский), либо же разбавить свою речь хорошей шуткой (Мельников и Генич
– очень по-разному, но всегда здорово!). Главное тут – не переусердствовать,
соблюсти баланс между «гоном мяча», анализом происходящего и дополнительной
информацией. У каждого комментатора он свой, и «фишка» своя, но важно при
этом не забывать, что работаешь ты на очень разную публику. Угодить всем,
понятно, невозможно, и тем не менее, факт наличия на нашем телевидении
комментаторов, признаваемых лучшими подавляющим большинством болельщиков (Уткин
и Розанов среди футбольных), свидетельствует о том, что стремиться к этому
можно.
Очень
важно при этом учитывать два обстоятельства: что ты комментируешь и для кого.
Один и тот же матч на канале «НТВ-Плюс
Футбол» и на «Первом канале» комментировать одинаково – нельзя. Равно как нельзя комментировать в
одной манере матч чемпионата России или Англии, о которых большинство смотрящих
имеют весьма неплохое представление, и трансляцию, к примеру, из Аргентины, где
самым естественным образом довольно много времени уходит на рассказы о том, как
там «у них»
все устроено. Впрочем, опытный комментатор такие моменты
чувствует хорошо.
Что же
до любимых комментаторов – они у каждого свои. Именно потому, что каждого
цепляет что-то свое. У меня их (футбольных) трое: Юрий Розанов, Михаил Поленов
и Александр Шмурнов. Как Каменская вычисляет тип личности преступника по его
жертвам, так и телеболельщика Александра Липатова, имея в распоряжении три
названные фамилии, охарактеризовать несложно: во-первых, я люблю под каждое
явление жизни подводить (не путать с «подгонять»!) теоретическую
базу, чем славен Юрий Альбертович; во-вторых, обожаю южноамериканский футбол, а
еще больше – теннис, что роднит меня с Александром Иванычем; в-третьих,
излюбленная моя манера – строить фразы, что в устной речи, что в письменной, «под Достоевского», как это делает и Миша. Вообще, трепетное отношение к языку – мой
маленький пунктик, поэтому комментаторы Шмурнов, Поленов и Розанов,
отличающиеся аналогичным свойством, не вызывать у меня, помимо глубокого
уважения, еще и огромной симпатии – просто не могут. Смею надеяться,
когда-нибудь зрители спортивных каналов «НТВ-Плюс», перечисляя
своих любимых комментаторов, после этих трех фамилий назовут и мою…